Главная

Виталий Асеев: «Я счастлив, что я в музыке».

На прошлой неделе два вечера кряду (8-9 апреля 2010 г.) северодончане насыщались Музыкой. Ведь, как сказал поэт, из всех земных наслаждений она уступает только любви, но и любовь – мелодия. И эту мелодию собравшимся в большом концертном зале альма-матер щедро дарил симфонический оркестр Северодонецкого областного музыкального училища им. С.С. Прокофьева. У дирижерского пульта – заслуженный работник культуры Украины Виталий Степанович Асеев. «30 лет на сцене» – так значилось в афише; 30 лет в сердцах благодарных слушателей – так мог сказать себе каждый пришедший.
Мы встретились с Виталием Степановичем накануне концерта. Рассказывая о своем пути в искусстве и о коллективе, он вдруг многозначительно улыбнулся – в глазах тотчас заиграли лукавые искорки, – подмигнул и бросил: «Мы же гастролируем даже в зарубежье…» и после паузы добавил: «…в Сватово, Троицке, Новопскове и других местах за Рубежным». И в этой шутке был, как говорится, весь Асеев: с его неповторимым юмором и потрясающим обаянием, преданностью музыке и отеческой любовью к своим многочисленным ученикам. Он готов играть в любом зале – лишь бы кому-то от этого стало хоть чуточку легче, лишь бы кто-то чуть глубже понял прелесть жизни и посмотрел на нее иными – восхищенными – глазами.


Учебный коллектив, который каждый год расстается с выпускниками училища и принимает новых, «не обстрелянных» ребят, умудряется давать несколько полноценных собственных концертов в год и участвовать с отдельными номерами в сборных концертах. С симфоническим оркестром училища в разное время пели народные артисты Украины Вера Андрияненко, Джульетта Якубович, Владимир Савченко. В 1975 году оркестр стал лауреатом конкурса-смотра художественных коллективов Украины. Нотные партии обязательных в тот раз для исполнения произведений (Первой симфонии В.Калинникова и симфонической поэмы «Памяти неизвестного солдата» В.Золотухина) преподаватель училища Е.А.Кучерявенко переписывал по ночам: в коллективе более 60 человек.
– Работа дирижера сродни кухне: я постоянно в перьях – выщипываю, доклевываю, и только на концерте в белом фраке, – говорит Виталий Степанович. – Но я прожил счастливую жизнь – жизнь в музыке. Недавно профессор Донецкой национальной музыкальной академии В.М.Ивко сказал: из музыки не уходят, а если и уходят, то только под музыку. Вот за это счастье я и благодарю без устали Господа Бога и родителей.
Вы спросили, почему в программе концерта такие узнаваемые произведения. Наверное, можно было бы сыграть что-то, написанное, скажем, А.Г.Шнитке, ведь замахнулись же когда-то мы на П.И.Чайковского – на фантазию «Ромео и Джульетта» и его Пятую симфонию. Но мы хотим, чтобы то, что мы играем, было понятно и близко многим в зале. Кто-то вспомнит первый поцелуй, кто-то первую разлуку, кто-то уйдет с ощущением тепла и света – и в этом наше счастье: мы дарим слушателю радость и надежду, которых ему сегодня так не хватает в жизни.
– Участь дирижера – стоять спиной к слушателю. Как, не видя лиц, не видя глаз, Вы улавливаете настроение публики?
– Уже сознанием и мышцами спины. Когда мы оркестром вместе с Михаилом Ивановичем Крупкиным исполняем «Поклонимся великим тем годам», я обычно оборачиваюсь в зал и взмахом дирижерской палочки показываю: неплохо бы в знак уважения к погибшим встать. Недавно поворачиваюсь, а весь зал уже поднялся и поет с нами. Вот это сила музыки!
Иногда люди говорят: «Я не понимаю музыку». Да, можно не уметь разобрать ее по составляющим: жанр, стиль, гармония; но не чувствовать музыку нельзя. И если вы ее слушаете сердцем да так, что забываете о том, что дома утюг не выключен, – вы ее понимаете, возможно, каждый по-своему.
– Виталий Степанович, Вы многие годы совмещали творческую работу с административной…
– Да, спускаешься со сцены, в ушах еще звучит Бетховен или Чайковский, а тебе уже кричат: «Виталий Степанович, в общежитии трубу прорвало…». Из 33 музыкальных училищ Украины, если не ошибаюсь, только в двух из них директора руководили еще

и оркестрами. Но как-то наш северодонецкий художник В.В.Цветной бросил в разговоре: «Мы понимаем, что у вас играют ученики четвертого и первого курса, но публике нет дела до ваших проблем – она пришла услышать профессиональное исполнение», и Цветной прав. Я благодарен своим коллегам – преподавателям училища, которые и детей готовят к игре в оркестре, и сами в нем играют; благодарен иллюстраторам (теперь они называются концертмейстеры) – это наши выпускники, и они дорожат возможностью выступить на сцене родного училища; благодарен студентам, которые воспринимают меня как старшего товарища, как отца. Как-то говорю одной девочке: «Ты уже выросла из вторых скрипок, пересаживайся к первым». А она в ответ: «Нет уж! Я там не буду видеть Ваших глаз».
– Виталий Степанович, так уж сложилось, что Вы в своей любви к музыке не одиноки – вся Ваша семья в ней: жена Светлана Григорьевна – теоретик, дочь Елена Витальевна – председатель цикловой комиссии специального фортепиано, внучка Анастасия Геди – студентка пятого курса Национальной музыкальной академии Украины им.П.И.Чайковского. Это не напрягает?
– Я очень благодарен моей семье. И моя семья, и вся моя жизнь в музыке, в музыкальном училище. И я всегда говорил и говорю: возможно, наше училище – не самое лучшее, возможно…, но оно – единственное в мире Северодонецкое музыкальное училище имени С.С.Прокофьева. У нас треть преподавателей – наши же выпускники: окончили консерватории и вернулись в альма-матер; это уже о чем-то говорит.
– А что бы Вам хотелось еще исполнить с оркестром?
– Бетховена, Моцарта. Люблю Чайковского, Рахманинова. Есть немало замечательных произведений советских композиторов – вот и сейчас, если успеем, то сделаем подарок ветеранам к 9 Мая. От силы духа многих произведений о войне я плачу, и у детей на глазах слезы… И это – во время концерта!!!
Но на концертах симфонического оркестра под управлением Виталия Асеева «30 лет на сцене» слезы были на глазах слушателей: слезы признательности маэстро за его труд, за его талант и вдохновение. Под аккомпанемент симфонического оркестра зал

сопереживал лирическому герою Александра Буся, исполнявшего «Скажите, девушки, подружке вашей…» Р.Фальво, и боялся перевести дыхание под «Обливион» («Забвение») Астора Пьяццолла. Безудержно балансировал на грани под вальс Е. Доги и возносился под «Аве Мария» Дж.Каччини к небесам, где в безграничной лазури трепетали не только свечи, но и божественные хоры ангелов – так слаженно пели хор музыкального училища (хормейстер Галина Крупкина) и Лолита Семерня. Прозвучало в концерте и совсем свежее произведение – проникнутый грустью «Вальс императорских кавалергардов» Д.Акимова.

Перелистав вместе с симфоническим оркестром страницы русской классической литературы, покружив с ним в вальсе над Днепровскими кручами и зарядившись оптимизмом в безудержно красивом и энергичном венгерском танце, слушатель расставался с музыкантами под жизнерадостные еврейские мелодии. А виновник торжества В.С.Асеев, не скрывая радости от удачного концерта, принимал цветы и поздравления. Были и несколько символических подарков. Огромного игрушечного медвежонка вручила мама выпускника: «Дорогой Виталий Степанович, дорогие преподаватели, спасибо вам – без вас наши дети не стали бы личностями!». А наша коллега с ТРК «СТВ» преподнесла маэстро… новую дирижерскую палочку.

Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (3 голосов)

Ми в соц. мережах

             

Оголошення

Статистика