Главная

Разговоры о том, что гран-при XIX Всеукраинского конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Дніпровські сурми», удостоиться которого не прочь студенты первых-третьих курсов всех музыкальных училищ страны, взял «какой-то маленький первокурсник», ходили еще накануне дня подведения итогов. Но о том, чтобы северодончане завоевали еще три призовые места, никто даже подумать не мог. «Вас-то хоть из Черкасс выпустят с такими трофеями?» – шутили по телефону друзья-однокурсники, узнав, как отличилась великолепная четверка студентов Северодонецкого областного музыкального училища им.С.С.Прокофьева: Влад Спиридоненко (первый курс, труба) – гран-при, Александр Прыженков (второй курс, туба) – первое место, Денис Мосяженко (третий курс, труба) и Ксения Коновал (второй курс, флейта) – два вторые места.

«В конкурсе участвовало более 200 студентов из 17 музыкальных училищ Украины. Итоги подводились по каждому инструменту отдельно без учета курсов. Во время прослушивания конкурсной программы между исполнителями оставляли около минуты, – рассказывает концертмейстер юных духовиков Ольга Михайловна Шевченко. – Как нам потом объяснили, – чтобы члены жюри успели выставить свои оценки. После выступления Владика, а он уже сейчас играет программу для студентов консерватории, пауза длилась минут шесть: судьи были в замешательстве. А затем зашел наш Денис. Разумеется, ему пришлось нелегко, но он сумел собраться и показать все, чему научил педагог.

У Саши – тоже большое музыкальное будущее, – продолжает Ольга Михайловна. – Об этом ему сказал и председатель жюри – заслуженный артист Украины, преподаватель Киевского государственного института музыки им. Р.М.Глиера В.Г.Пилипчак. Саша уже сейчас берет ноты в таком диапазоне, который его ровесникам пока не под силу.

Очень сложная программа у Ксюши: техничная и разнообразная. А, кроме того, Ксюша учится играть на флейте двойные и тройные ноты, – так сказать, сверх возможного.

Если же учесть, что в органном зале Черкасского музыкального училища им.С.С.Гулака-Артемовского великолепная акустика (ею в свое время восхищался даже народный артист СССР Анатолий Соловьяненко) и звуки льются, летят, то играть там – одно удовольствие. Правда, времени, чтобы настроиться, было маловато. Мы попали в зал часов в восемь вечера – после церемонии торжественного открытия конкурса (она проходила в зале областной филармонии): конкурсантов много, и потому за счастье даже полминуты порепетировать на сцене.

Нас также покорили своим звучанием духовой оркестр Черкасского музыкального училища и сам город – приветливый, чистый, красивый, и люди в нем замечательные, отзывчивые».
Для Владика Спиридоненко эта победа – далеко не первая. Несколько лет назад он собирался оклеить дипломами и грамотами одну из стен в своей комнате.
– Получилось уже?
– Нет, – улыбается мальчишка, – мы их теперь дарим спонсорам.

Мечта-максимум у Владика – стать трубачом мирового уровня, мечта-минимум – поступить в столичную национальную академию музыки, а лучше – учиться музыке во Франции. Начиналось же все еще до рождения: у Владика и мама, и папа, и даже младшая сестренка – музыканты. Попробовал и он играть на фортепиано – «Не мое!», и тогда папа отвел сынишку в центр детского и юношеского творчества к Юрию Николаевичу Головину. «Мне сначала дали только мундштук, – говорит Влад. – И только через год – трубу».
– В Лисичанске в микрорайоне завода РТИ я был единственным трубачом и даже не подозревал, что существуют аудиозаписи духовой музыки, – делится Денис Мосяженко. – Когда с дедушкой пришли в Северодонецкое музыкальное училища на консультацию, как раз Миша Головин (он сейчас в Киеве учится) готовился к госэкзамену, и я первый раз услышал, как удивительно красиво может звучать труба. Юрий Николаевич попросил меня сыграть гаммочку до ноты «соль» второй октавы. А я «ми» еле беру. «Дніпровські сурми» – мой первый конкурс. О дипломе даже не думал: только бы не сплоховать.
«Мы никогда не едем за медалями и орденами, не едем побеждать, – поясняет наставник ребят преподаватель музыкального училища Ю.Н.Головин, – мы едем с целью достойно выступить, сделать все возможное, чтобы показать, чему научились».

Для Саши Прыженкова музучилище было запасным вариантом: документы собирался подавать в СХМТ да не успел к сроку. Сегодня юноша уверен: не было бы счастья – несчастье помогло. Все школьное детство он учился в музыкальной школе, и дома тягу к музыке поощряли: бабушка в свое время окончила Харьковский институт культуры по классу баяна, папа – детскую музыкальную школу по классу скрипки, тетя – музыкальное училище (она пианистка).
– Вы почувствовали при первой встрече с Сашей, что это именно Ваш ученик? – спрашиваем Анатолия Николаевича Шарыгина.
– Я понял, что характер у Саши своеобразный: он спонтанно принимает решения, но чаще всего – самые верные. Вместе с тем Саша – целеустремленный человек, умеет ставить амбициозные цели и достигать их. Но мы, преподаватели, обычно при первой встрече с будущим студентом думаем о том, поддержат ли решение 14-15-летнего абитуриента его родители. Сашины поддержали, сказав: «Это твоя жизнь и твой выбор, а мы будем помогать».
– Хотелось, чтобы Саша победил на конкурсе?
– Конечно. Что же за просто так ехать: и путь неблизкий, и дорого. Но, честно говоря, завоевав сразу первое место, Саша меня приятно удивил. К огромному сожалению, нынешняя молодежь не знает, что такое туба, труба, флейта, кларнет, а мы застали еще то время, когда в каждом городе и райцентре был свой духовой оркестр. Он играл на городских праздниках, парадах и танцплощадках, он вдохновлял людей.
О.М.Шевченко, вспоминая все перипетии поездки (добирались северодончане и автобусом, и пригородным дизелем и пассажирским поездом), замечает, что труднее всех пришлось Саше. У него инструмент раритетный – тяжелый и громоздкий, а все пассажиры в поезде удивлялись, почему нельзя хоть минутку посидеть на таком удобном чемодане. Мальчишка (а Саша высокого роста и не самого хлипкого телосложения) терпеливо всем объяснял, объяснял, а потом не выдержал: «Эх, лучше бы я играл на флейте, как Ксюша».

Ксюша и впрямь по сравнению с ребятами выбрала миниатюрный инструмент. Именно выбрала, потому что вначале родители отдали девочку учиться игре на скрипке. Но Ксюша от знакомства с ней особого восторга не испытала, и проницательная учительница отвела кроху к Татьяне Ивановне Лютенко. Когда зазвучала флейта, Ксюша сразу поняла: это любовь на всю жизнь.

Сегодня Ксения – лауреат нескольких всеукраинских и международных конкурсов. Ее флейта, как и труба Владика Спиридоненко, поет человеческим голосом.
– Татьяна Ивановна часто повторяет, если я заплачу во время твоего исполнения, то поверю, что ты сыграла так, как надо, – говорит Ксюша. – И часто приходится плакать? – адресую вопрос преподавателю.
– Бывает. Например, когда Ксения играет пьесы М.Скорика, – отвечает Татьяна Ивановна. – Но ничего этого – побед, признания – не было бы без родителей, именно им стоит сказать огромное спасибо через газету. Сегодня юному музыканту довольно трудно найти спонсора для поездки на конкурс, и большинство расходов ложится на плечи мам и пап. Ксюшины родители всегда поддерживают дочь.
– Мне как-то довелось слышать Ксению на… математическом турнире. Ребята только что узнали верное решение задач, возбужденно обмениваются впечатлениями, а Ксения начинает играть. И постепенно под звуки флейты стихает зал, и народ начинает слушать, сопереживать.
– Ксюша по своей натуре очень артистична. Она каждый звук переживает изнутри, поэтому публика поддается обаянию ее флейты и исполняемых ею произведений, – подчеркивает педагог.
– Играть нужно так, чтобы приятно было тебе самому, – добавляет студентка. – Если тебе игра в радость, в удовольствие, то она обязательно найдет отклик в сердцах слушателей.

О.М.Шевченко, как единственный в этом году на конкурсе «Дніпровські сурми» представитель педагогического коллектива Северодонецкого музыкального училища (все остальные были задействованы на ежегодном областном конкурсе для учащихся музыкальных школ и школ искусств) дала интервью черкасскому телевидению. Естественно, рассказала о нашем городе, о «единственном в мире Северодонецком музыкальном училище» и его удивительной ауре, а еще подчеркнула, что «студенты-музыканты заслуживают всяческого уважения: каждый день, без отпусков и выходных, в шесть утра они уже играют, в восемь вечера – еще играют. И задача педагогов состоит в том, чтобы каждый из ребят достиг своей цели, чтобы в будущем ими гордился не только Северодонецк, но и вся страна».

…Говорят, в Хмельницком музыкальном училище есть такая традиция: победителя любого конкурса встречает на железнодорожном вокзале духовой оркестр. Наша четверка возвращалась неприметно и тихо: на время их прибытия пришлась репетиция духового оркестра. Кроме того, северодончане – люди скромные и потому более склонны действовать по принципу: чтобы двигаться дальше, нужно очень быстро забывать свои поражения, а еще быстрее – свои победы.

Лариса ГОРДЕЙ


На снимке: (внизу) объединенные одним духом (слева направо) – студенты А.Прыженков, В.Спиридоненко, К.Коновал, Д.Мосяженко, и преподаватели А.Н.Шарыгин, Т.И.Лютенко, Ю.Н.Головин, О.М.Шевченко (в первом ряду); (вверху) вместе с председателем жюри XIX Всеукраинского конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Дніпровські сурми» заслуженным артистом Украины В.Г.Пилипчаком.
Фото Эдуарда ЯРОВОГО и предоставленное студентами

   

Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)

Ми в соц. мережах

             

Оголошення

Статистика